История Краснодарского края (1937 – 1940 годы) в документах ГКУ «Центр документации»

История Краснодарского края (1937 – 1940 годы) в документах ГКУ «Центр документации». К 85-летию образования Краснодарского края

13 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область с центром в городе Ростове-на-Дону и Краснодарский край с центром в городе Краснодаре, в состав которого вошли 13 городов и 71 район с населением 2 миллиона 993 тыс. человек, а также Адыгейская автономная область с шестью районами с центром в городе Майкопе.

Уже в начале октября 1937 года был утвержден первый состав краевого исполнительного органа власти – Оргкомитета ВЦИК РСФСР по Краснодарскому краю. Однако, едва начав формироваться, руководство края, а вслед за ним все другие партийные, советские и хозяйственные организации и ведомства подверглись тяжелому испытанию. Стихия террора, достигшая в 1937 году своего апогея, охватила и Кубань. Через месяц после образования края, в ноябре 1937 года, был арестован и впоследствии расстрелян первый секретарь крайкома ВКП(б), член Оргкомитета ВЦИК по Краснодарскому краю Иван Александрович Кравцов, а председатель крайисполкома Василий Александрович Симончик «откомандирован в Москву». Следующим «врагом народа» из состава Оргкомитета стал председатель Краснодарского горсовета Федор Иванович Галий. Арестованный 29 ноября 1937 года, он провел в тюрьме 18 месяцев и был освобожден в мае 1939 года в связи с прекращением уголовного дела. Четвертый член Оргкомитета – начальник краевого Управления НКВД Иван Павлович Малкин, активный исполнитель установок и разнарядок по разоблачению «врагов», сам был арестован в декабре 1938 года по обвинению в незаконных репрессиях, принадлежности к «правотроцкистам» и приговорен к расстрелу.

В судьбах этих людей отразилась трагедия сталинской эпохи. Это было время, когда, как свидетельствуют архивные документы, «санкции на аресты давались безотказно и в любом количестве». К январю 1938 года в крае было репрессировано свыше 20 тыс. человек.

К началу 1939 года, когда волна репрессий стала стихать и партийные директивы потребовали «прекратить практику избиения честных работников», формировать аппарат краевых органов власти пришлось фактически заново.

Богатый фактологический материал о периоде образования Краснодарского края содержится в периодической печати. В первую очередь – это газета «Большевик» – официальное печатное издание Краснодарского крайкома партии, ставшее правопреемником газеты «Красное Знамя».

Первый номер газеты «Большевик» вышел 2 октября 1937 года, тиражом 50 тыс. экземпляров и содержал доклад «Об образовании Краснодарского края» первого секретаря Краснодарского крайкома ВКП(б) Ивана Александровича Кравцова на собрании партактива города Краснодара. В докладе среди причин разделения Азово-Черноморского края указывались обширность территории вместе с высокой численностью населения и сложным и многообразным хозяйством, что снижало возможности оперативного и своевременного управления территорией края.

Вскоре тираж газеты увеличился: с 4-го номера – 51 тыс., с 6-го номера – 55 тыс. экземпляров. Из-за недостатка бумаги подписка на «Большевик» была лимитирована, но тем не менее тиражи продолжали расти: в 1938 году – 60 тыс. экземпляров, в 1939 году – уже 122 тыс. Как свидетельствуют документы, в крае отмечался «исключительно большой спрос на газеты со стороны населения».

По данным за ноябрь 1938 года, на Кубани издавались
82 газеты: три краевых ежедневных («Большевик», орган Краснодарского крайкома, горкома ВКП(б) и крайисполкома; «Комсомолец», орган крайкома и горкома ВЛКСМ, и «Курортная газета» в г. Сочи), две областных ежедневных в Адыгее и 77 районных. Разовый тираж кубанской прессы только за первый год после образования края вырос с 286 тыс. экземпляров в 1937 году до 355 тыс. в 1938 году.

Повышение административного статуса города Краснодара сделало насущным вопрос о его реконструкции. Особенно остро стояли проблемы с жилищно-коммунальным хозяйством.

Краснодар обеспечивался электроэнергией за счет Краснодарской электрической станции, теплоэнергоцентрали завода Главмаргарин и дизельной станции трамвая. Энергия, производимая ими, составляла
около 13 тыс. квт, при потребности города в 15 тыс. квт. Еще хуже дело обстояло с электрическими сетями города. Имеющиеся в обслуживании города 65 киосков с трансформаторами были загружены в среднем на 130 %, что приводило к частым авариям. Воздушная сеть с протяженностью 165 км находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Потеря энергии в сети достигала 25 – 30 %, что зачастую приводило к отключению электроэнергии целых районов города.

Аналогично дело обстояло с водопроводом и канализационной системой города Краснодара. Как отмечалось в документах «вредительское планирование» привело к тому, что строительство водопровода и канализации задерживалось, на некоторых участках водопроводные линии лежали ниже водосточных труб, используемых для канализации, что грозило заражением питьевой воды.

Водопроводные линии удовлетворяли лишь на 30 % потребности горожан в воде. Канализация осуществлялась путем выпуска сточных вод в водосточную сеть дореволюционной постройки. Очистка города, который имел 200 тыс. населения, производилась 42 лошадьми, 22 бочками и 4 автомашинами. Это вызывало переполнение выгребных ям, свалок и приводило к антисанитарийному состоянию.

Интенсивный рост города требовал изменений и в дорожном хозяйстве. Многие школы, больницы, детские сады, базары, расположенные
в разных частях города, совершенно не имели к себе ни подходов, ни подъездов и утопали в грязи. Выросла нагрузка на дороги в связи с увеличением количества автомашин, причем заметно на улице Красной, единственной улице с частичным асфальтовым покрытием. Машины занимали имеющуюся трамвайную полосу, что приводило к увеличению количества аварий. Городская сеть трамвайных путей абсолютно не удовлетворяла потребности горожан, целый ряд рабочих окраин не имел связи как с центром города, так и с промышленными предприятиями. Рельсы были изношены, шпалы гнилые, вагонного состава не хватало, трамваи перегружались до отказа. Полностью отсутствовал автобусный транспорт.

Также, в связи с развернувшимся крупным промышленным строительством, резко обострился недостаток жилой площади. Размещение работников краевых учреждений требовало прежде всего ряда надстроек, перемещения учреждений из жилых домов или оборудования этих домов под квартиры. Приезжающие краевые работники размещались в совершенно неудовлетворительных условиях, большинство из них ютилось в уголках частных домовладений, оплачивая колоссальные суммы. Гостиницы, а их в городе было две с номерным фондом в 108 комнат, были полностью заселены постоянными жильцами, превратившись в общежития. Назревшие проблемы с размещением граждан вынуждало краевые организации отказываться от проведения в Краснодаре краевых совещаний, съездов, перенося их в другие города края.

Таким образом, «исключительная запущенность городского хозяйства Краснодарского края и в особенности его краевого центра – города Краснодара, выдвигала на очередь принятие ряда неотложных мероприятий». В план капитальных работ по городу Краснодару на 1938 год предлагалось включить строительство двух жилых домов по 24 квартиры, расширить канализацию, заняться вопросами расширения водопроводной сети, также предлагалось выделить деньги на ливневую канализацию, начать строительство Дома Советов, перемещение линии трамвая с главной улицы города на параллельную, асфальтирование главной улицы и центральной площади. Помимо этого, крайкомом ВКП(б) уделялось внимание строительству школ и кинотеатров.

В 1938 году был поставлен вопрос о создании четвертого района города Краснодара – Пашковского. Целесообразность его создания вызывалась необходимостью сосредоточить руководство сельским хозяйством в одном месте, так как этим участком работы по существу в городе никто не руководил. Пашковский район должен был иметь территорию 347,6 кв. км, два сельских совета (Пашковский и Калининский), с количеством населения свыше 34 тыс. человек.

Рост города Краснодара, особенно новое строительство, реализовывалось в основном за счет Кагановичского района, являвшегося наиболее перспективным в развитии промышленности. Кагановичский район, как отмечалось в докладной записке Краснодарского крайкома ВКП(б) за 1939 год, был самым крупным районом в городе, в связи с этим возникла необходимость его разделения на два самостоятельных района. 17 февраля 1940 года был образован Красногвардейский район, в состав которого вошла северо-западная часть Кагановичского района.

Продолжающееся социально-экономическое развитие края повлекло повышение административного статуса некоторых населенных пунктов края. В докладных записках, направленных в адрес ЦК ВКП(б), Краснодарский крайком ВКП(б) сообщает о необходимости преобразования Армавира, Ейска, Кропоткина, Тихорецка в самостоятельные административные центры.

Отдельно можно выделить значительное развитие города Сочи. Общегосударственное значение города как климатического курорта было признано еще в 1920-х годах, с тех пор не останавливалось строительство новых санаториев, пансионатов и гостиниц. В конце 1930-х годов рост коечного фонда продолжался, и город Сочи приобрел статус курорта всесоюзного значения.

В результате разделения Азово-Черноморского края в состав промышленности Краснодарского края были выделены 22 предприятия краевого подчинения и все предприятия местной промышленности городского и районного подчинения, расположенные на территории Краснодарского края, включая Адыгейскую автономную область.

В этот период в Краснодаре активно образовываются крупные промышленные предприятия, в связи с чем город испытывает острую потребность в электроэнергии. В конце 1937 года Краснодарским крайкомом партии было направлено ходатайство в ЦК ВКП(б) о включении в план 1938 года строительства Краснодарской ТЭЦ. Однако ввиду крайней перегрузки плана строительства на 1938 год Наркоматом тяжелой промышленности СССР ходатайство было отклонено. Вопрос формирования энергетической базы в крае оставался открытым вплоть до 1940 года, когда вышло постановление народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б), которым предписывалось ускорить выбор площадки для строительства в городе Краснодаре ТЭЦ и возобновить работы по расширению существующей Краснодарской районной электростанции. Учитывая наличие в Краснодарском крае значительных водно-энергетических ресурсов, на реках Белой и Лабе планировалось заняться строительством ряда гидроэлектростанций средней мощности.

23 ноября 1940 года Краснодарский крайком партии и крайисполком вышли с ходатайством в ЦК ВКП(б) и СНК СССР о передаче в состав Краснодарского края верховьев реки Лабы, входивших в состав Орджоникидзевского края (в частности, Карачаевской автономной области). Это была важная транспортная артерия для вывоза лесной древесины и угля Большелабинского месторождения. Помимо того, образовался Псебайский административный район из шести сельсоветов Мостовского района с центром в селе Псебай.

Большой проблемой для хозяйственной деятельности Кубани, приносящей значительный экономический ущерб, были наводнения. Ежегодно в результате весенних паводков под угрозой затопления находилось порядка 650 тыс. га земель, происходили массовые эвакуации населенных пунктов, разрушались строения, гибло поголовье скота.

Для борьбы с наводнениями еще в 1932 году Совнаркомом СССР было принято решение о строительстве Тщикского и Шапсугского водохранилищ и обвалованию русла реки Кубань. Однако запланированные работы постоянно откладывались по ряду причин, но в первые годы после образования Краснодарского края строительство наконец стартовало. Строительство началось 1 мая 1940 года, в работах было задействовано в общей сложности более 48 тыс. человек.

Одной из ведущих отраслей Краснодарского края являлось сельское хозяйство. Край занимал территорию площадью 8190,3 тыс. га. Из них 3821,2 тыс. га. было отдано под посевы 1937 года. На ноябрь 1937 года насчитывалось 2677 колхозов и 123 совхоза. Основную часть среди колхозов края занимало табачное направление, затем шло свекловичное, лубяное, зерновое, масличное, плодоовощное и хлопковое.

Виду значительного развития сельского хозяйства под нужды данной отрасли требовалось задействовать все большие территории. Основным видом освоения новых земель под пашню являлась раскорчевка кустарников и лесных угодий в предгорных районах Краснодарского края.

В 1930-е годы Краснодарский край стал третьей чайной базой СССР. В 1940 году Адлерский пункт по переработке чая дал 3458 кг черного байхового чая, получившего высокую оценку по аромату, вкусу и интенсивности настоя. 2 декабря 1940 года Главное управление чайной промышленности предложило организовать в среднегорной полосе Адлерского района еще два чайных совхоза – Верхне-Хостинский и Верхне-Мацестинский.

Неуклонно возрастала численность сельскохозяйственных предприятий в крае – из года в год росло количество совхозов и МТС, а количество единоличных хозяйств напротив снижалось. Увеличивался парк техники, используемой в сельском хозяйстве, в 1938 году на полях края работало около 13 тыс. тракторов, 5 тыс. комбайнов, 2 тыс. автомашин. Механизация сельского хозяйства являлась вопросом высокого государственного уровня, в связи с этим устанавливались жесткие сроки, а в помощь МТС направлялись лучшие работники партийных комитетов.

Динамично развивалось животноводство, постепенно увеличивая показатели поголовья скота в колхозах и госхозяйствах. В крае преимущественно было развито свиноводство (беконное), молочное скотоводство, птицеводство, коневодство, смушковое и шерстяное овцеводство и другие виды животноводства.

Важным событием в истории Краснодарского края стало участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1940 году. Для участия в выставке был разработан тематический план показа достижений сельского хозяйства, характеризующий климатические условия края, природные богатства, распределение земельных угодий, население, историю, революционные события в крае, успехи в сельском хозяйстве и др.

На выставке были представлены 1334 хозяйства из 65 районов Краснодарского края, многие из них получили высокую оценку и были отмечены дипломами и медалями.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что после многочисленных экспериментов в административно-территориальном делении юга России было восстановлено единство исторически сложившейся территории Кубани в рамках самостоятельного края с центром в городе Краснодаре.

К 1940 году Краснодарский край включал в себя семь городов краевого подчинения: Краснодар, Армавир, Новороссийск, Сочи, Майкоп, Туапсе, Ейск и пять городов районного подчинения: Анапа, Геленджик, Кропоткин, Темрюк, Тихорецк, семь рабочих и четыре курортных поселка, 79 районов. В крае имелось два национальных района: Армянский с преимущественно армянским населением и Шапсугский – с населением – шапсугами. Также имелось несколько сельских советов: Мариевский, в Новокубанском районе с немецким населением, и Монополянский, в Тульском районе с армянским населением.

Образование Краснодарского края, обладавшего богатейшими природными ресурсами, хронологически совпало с успехами индустриализации в СССР, что способствовало новому взгляду на экономический потенциал края и дальнейшему его развитию. Именно в этот период были инициированы и частично осуществлены такие масштабные строительные объекты, как ТЭЦ, Тщикское и Шапсугское водохранилище, обвалование берегов реки Кубани, реконструкция предприятий пищевой и легкой промышленности. Но внезапно начавшаяся Великая Отечественная война прервала организационный период становления Краснодарского края, и многие планы были реализованы уже в послевоенные годы.

В представленной фотодокументальной выставке архивных документов, подготовленной к 85-летию образования Краснодарского края, отражены основные этапы развития региона в период его образования. Источниковую базу составляют 34 архивных документа и 12 фотографий за период 1937 – 1940 годы.

Экспонируемые электронные образы документов снабжены аннотацией с названием документа, датой создания, сведениями о подлинности, сведениями о рассекречивании и архивным шифром. Качество воспроизведения ограничено физическим состоянием оригиналов. Все документы из фондов Краснодарского крайкома КПСС – фонд № 1774-А и Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) – фонд № 4383, представленные в выставке, прошли процедуру рассекречивания в 1997 – 1999 годах.

Некоторые документы были ранее опубликованы в сборнике «Краснодарский край в 1937 – 1941 гг.: Документы и материалы»/ Управление по делам архивов администрации Краснодарского края, Управление федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю, Центр документации новейшей истории Краснодарского края: сост. Беляев А.М., Бондарь И.Ю., Токарев В.Е. – Краснодар, 1997) и историко-документальном альбоме «Краснодарскому краю – 65 лет. Страницы истории в документах Архивного фонда Кубани: историко-документальный альбом»/ Управление по делам архивов администрации Краснодарского края, Центр документации новейшей истории Краснодарского края, Государственный архив Краснодарского края: сост. Алексеева А.А., Беляев А.М., Бондарь И.Ю. – Краснодар, 2002.

Выставку подготовили Шевченко Ю.В., начальник отдела использования архивных документов, Цыкалова Е.С., главный специалист отдела использования архивных документов, Охрименко Р.С., главный специалист отдела компьютерных технологий и информационно-поисковых систем (оцифровка документов).

К 85-летию образования Краснодарского края